глава книги Гусакова Ю.В. «Экономические преступления: Практическое руководство для специалистов и правозащитников».
Аномическая депрессия как предмет познания юридической науки П.И. Юнацкевич (Институт психиатрии и информальной юстиции, 2024) описал в своих работах механизм массового психического заражения аномической депрессией, направленной на слом воли к сопротивлению у населения, армии, полиции и служб безопасности.
Им показаны пути социально-правовой и медицинской профилактики аномической депрессии и суицидального поведения. Использование аномической депрессии организованным преступным сообществом направлено на подавление воли жертв экономических преступлений к защите своих прав, а правоохранителей и юристов с правозащитниками к сопротивлению. Как лишить юридическое сообщество воли к сопротивлению экономическим преступлениям. Нужно ввести его население, юристов, адвокатов, полицейских, руководителей и сотрудников всех организаций, элиту общества в состояние аномии, затем депрессии.
Аномия – это утрата нравственности, прекращение законопослушного поведения. Совесть перестаёт мешать совершать систематические нарушения закона.
Преступление становится приемлемым способом обеспечения выживания. Люди наблюдают в обществе культ идеологии денег: вера в деньги как в Бога, «всё продаётся и покупается». В этом состоянии у населения возникает ощущение того, что они уже не могут ничего изменить. Возникает уныние, разочарование во власти, своей профессии, недоверие к близким и родным, утрачиваются друзья. Раздражающим фактором становятся паразитические личности, которые ни за что не отвечают, захватывают контроль над финансовыми потоками, безмерно и прилюдно потребляют, ведут роскошный образ жизни, покупают дорогие вещи, недвижимость за рубежом, яхты. Руководящие должности превращают в доходный товар. Разрушают все социальные институты. Армия разваливается, полиция коррумпируется, правосудие Аномия – это утрата нравственности, прекращение законопослушного поведения продаётся, спецслужбы обслуживают паразитов. Торжествует несправедливость. Всё решается только за деньги. Если не остановить аномию в обществе и государстве, то за ней следует депрессия. Так осуществляется подавление воли к сопротивлению у государства и общества. Они становятся лёгкой добычей для захвата после которого последует, согласно римской традиции, унижение побеждённых. Издеваются даже над мёртвыми, чтобы таким образом утвердиться в победе над морально сломленным юридическим сообществом. Аномическая депрессия характеризуется следующими признаками: культурно-нравственная растерянность; уныние; пораженчество; моральная дезориентация. Особенно от пораженчества страдают умные и культурные люди. Они ломаются первыми. Тревога перерастает в страх. Они всего боятся. Нарастает подавленность, злоба, агрессия, беспомощность. Это лишает образованных людей веры в себя. Происходит десубъективация, так называемая «смерть субъекта». Все становятся объектами манипуляций паразитов, социопатов (людей без совести и нравственности). Слом основной ценности (нравственности) осуществляется при помощи идеологии денег, насаждения всем деструктивной идеи всеобщей продажности, демонстрации примера безответственности и произвола грабителей бюджетных средств, имитаторов социальных функций государства. Аномическая депрессия характеризуется следующими признаками: культурно-нравственная растерянность уныние пораженчество моральная дезориентация. По мнению суицидолога Юнацкевича П.И., взаимосвязь аномической депрессии и суицидального риска не вызывает сомнений. Самоубийство является серьёзной проблемой и остаётся одной из главных причин преждевременной смертности, особенно у мужчин и молодых людей. Особое значение аномическая депрессия приобрела в период пандемии COVID-19, затем стала нарастать в период СВО. Риск развития нового психического расстройства после COVID-19 и СВО оказался выше, чем при других инфекционных заболеваниях. Юнацкевич П.И. полагает, что высокая частота суицидов после COVID-19 и СВО связана с аномическим депрессивным процессом, который отмечается у сотен миллионов граждан на постсоветском пространстве. Кроме того, в период пандемии COVID-19 и СВО аномическая депрессия развивается под влиянием ряда психотравмирующих факторов, в том числе мер, принимаемые для борьбы с этим явлением, которые могут повлиять на психическое здоровье людей. Потеря работы, смерть членов семьи, друзей, коллег, финансовая нестабильность, изолированность, одиночество выступают как факторы риска депрессии в период коронавирусной пандемии и СВО. С ростом аномической депрессии проблема суицида приобретает ещё большую актуальность, в том числе у лиц моложе 18 лет. Наиболее высокая частота суицидальных тенденций выявлена у лиц трудоспособного возраста. Наличие работы, стабильного источника дохода, эмоциональной поддержки со стороны близких и родных, социальной поддержки государства имеет большое значение для превенции суицида. В условиях пандемии аномической депрессии, когда повышается уровень безработицы и бедности, нарушаются социальные контакты, ограничен доступ к ресурсам риск самоубийства может возрастать. К факторам риска суицида, которые могут усугубиться пандемией аномической депрессии, относятся моральная дезориентация, утрата нравственных ориентиров, хронический стресс, злоупотребление психоактивными веществами, одиночество, домашнее насилие, безработица и финансовая нестабильность. Для предупреждения аномии, депрессии и суицидального поведения в условиях пандемии аномической депрессии важную роль играет информирование населения по вопросам, связанным с СВО, новой государственной политикой по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, включая возможность получения прямой поддержки и помощи от органов государственной и муниципальной власти. Таким образом, рост депрессий на фоне пандемии аномической депрессии ведёт к усугублению проблемы экономических преступлений. Изучение аномической депрессии – это первый шаг для сохранения воли к сопротивлению каждого экономической преступности. Далее, второй шаг - опереться на личную нравственность. Нравственность – безвредное и созидательное поведение человека по отношению к самому себе и другим людям. Созидание – общественно-полезная деятельность, в ходе которой человек отдаёт другим больше, чем получает взамен. Третий шаг – стать членом коллектива, чтобы испытать благодатную силу общественной нравственности. Вступая в группы и команды безнравственных руководителей, мы обрекаем себя на неизбежную гибель и позор. Выбирая нравственный путь своего развития, нужно стать членом коллектива – социальной группы, объединённой идеей глобального гуманного социального проекта. Ранее таким проектом, например, был СССР. После развала СССР в течение 30 лет нарождался и вышел в публичную сферу новый глобальный проект «Нравственный путь человечества». К нему стали активно присоединятся многие люди и организации. Руководители ряда государств стали менять свое законодательство и систему управления в соответствии с положениями декларации нравственного пути человечества. Это не удивительно. Только на нравственном пути человек обретает подлинную свободу, справедливость, эффективно защищает свои права. В социально-гуманитарных науках существует несколько теорий аномии, сформулированных Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном. Согласно точке зрения Э. Дюркгейма, аномия проявляется в виде ряда социальных Нравственность – безвредное и созидательное поведение человека по отношению к самому себе и другим людям Созидание – общественно-полезная деятельность, в ходе которой человек отдаёт другим больше, чем получает взамен 35 деформаций: кризисе нормативного регулирования в переходных обществах, когда старая система норм и ценностей разрушена, а новая ещё не утвердилась; неэффективности социальных и моральных норм в качестве методов регуляции социального поведения; неопределённости ценностно-нормативных ориентаций, потере целей жизни; росте числа самоубийств, преступлений и т. д. Р. Мертон исходит из противоречия между культурно заданными целями и социальными способами их достижения, при этом основным выражением аномии выступает рост преступности. Аномия как социальный вирус стимулирует низменные качества человека: безнравственность, эгоизм, произвол, жадность. Именно эти качества составляют субъективную сторону экономических преступлений. Утрата нравственно-правовой культуры в виде привычки соблюдать закон и не вредить другим людям, созидательно трудиться для них, приводит к массовым нарушениям закона и различного рода девиациям. В условиях утраты нравственно-правовой культуры контроль поведения осуществляется с помощью идеологии денег. У кого они есть, тот покупает право на личный произвол и безответственность. У кого нет денег, тот при совершении правонарушения будет осуждён. Это противоречие ведёт к ограничению свободы и дефициту справедливости. Серая обыденность поддерживает безнравственную обстановку. Руководители и их подчинённые на рабочих местах, наблюдая безнаказанность и произвол, сладкую жизнь одних и массовую бедность исключают себя из любого активного процесса. Получить несколько окладов, и усидеть на должности становится мотивом профессиональной деятельности. Серое существование тесно связано с тем, что будущего нет. О будущем говорят, но граждане не видят очевидных изменений и движений к этому будущему. Происходит пассивное реагирование на любые лозунги и призывы. Люди в них не верят. Считают ненужным напрягаться. Не хотят, чтобы их вовлекали в разные непонятные социальные инициативы. Становятся лёгкой добычей мошенников, предлагающих быстрое обогащение путём участия в финансовых пирамидах, строительстве жилья и иных аферах. В результате образуются массы пострадавших от экономических преступлений. Предложение лёгкого и быстрого обогащения опустошает карманы граждан. Ввергает их в депрессию. Гаснет энтузиазм, и угасает творческий порыв. Остаётся серая обыденность без перспектив и надежды на будущее. Серая обыденность пропитывает завистью и злобой социальные отношения. На любое созидательное предложение, попытку улучшить социальные отношения возникают агрессивные вербальные атаки. Хороших людей пытаются очернить. Пишут негативные отзывы, распространяют грязные слухи, то есть всяческим образом пытаются погасить здоровый энтузиазм и творчество человека, группы людей, стремящихся улучшить социальные отношения. Нередко такие завистники и злостные распространители деструктивной информации, отравленной ненавистью и умалением чести и достоинства человека, поддерживаются иностранными организациями из недружественных стран, нанимаются для систематической дискредитации любой попытки изменить серую обыденность. Воля к борьбе подавляется. Прокуратура, суд, полиция и следствие, адвокатура перестают получать кадры, способные эффективно преследовать преступников согласно греческой традиции – демонстрации лучших умений, технологий, ума и силы, а также эффективно ограничивать преступность. В. Джилек ввёл понятие аномической депрессии как последствия аномии на уровне личности, выявленной им в обществе индейцев. Причём свои исследования он посвящал ответу на вопрос заказчика: как подавить волю индейцев к сопротивлению. Его психологические разработки были активно использованы в ликвидации сопротивления индейцев на территории США. Аномическая депрессия индейцев проявлялась в унынии, отчаянии, апатии, алкоголизме, утрате жизненных целей, агрессии по отношению к самому себе и соплеменникам. Исследования В. Джилека имеют большую значимость для юридической науки и государственного управления. Его научные выводы были использованы во внутренней и внешней политике подавления воли к сопротивлению у индейцев, жителей постсоветского пространства, Латинской Америки, Европы, Азии, Африки, Австралии. Опираясь на работы В. Джилека, руководство США и Великобритании организовали во многих регионах мира, в том числе и в России, процесс вестернизации, трансляции западной культуры и ценностей, которые вступали в противоречие с традиционной культурой всех местных сообществ. Всем регионам мира навязывалась агрессивная идеология-технология денег, продажности и социального паразитизма элит. Обман военно-политического руководства современных индейцев (руководителей стран постсоветского пространства, Азии, Африки, Европы) проходит по стандартному сценарию. 1. Заманивание в выгодные продажи сырья, коррумпирование руководства, его замена на управляемых объектов (лиц без воли и жадных до денег и сладкой жизни). 2. Потом организация обогащения и веселья евроазиатских «вождей индейцев». 3. Затем культурная экспансия – насаждение идеологии денег. Эта неолиберальная идеология формирует психическую установку, мотив на личное обогащение любой ценой, переступая все моральные и правовые нормы. Безнравственность становится деструктивной нормой как для руководителей, так и для подчинённых, все маскируется лицемерием, двойными стандартами, разрывом слова и дела, бесконечными потоками взаимного обмана. Ложь настолько становится очевидной, что психика населения не выдерживает, ломается. Начинает патологический процесс аномической депрессии – моральная дезориентация, угнетение, страх, агрессия, злоба, недоверие себе и окружающим, паникерство и пораженчество. Растёт число самоубийств. Часть населения уходит в алкоголизацию, увеличивается число наркоманов и мошенников. 4. В итоге подрывается доверие к власти, начинается пандемия аномической депрессии и экономических преступлений (мошенничества, присвоения бюджетных средств). Это ломает волю к сопротивлению у юридического сообщества и населения страны. Мало того, вовлекает правоохранителей и судей в процесс придания экономическим преступлениям правомерного вида. В. Джилек установил наличие прямой связи между аномией и распространённостью психических болезней у индейцев Британской Колумбии (Канада) и штата Вашингтон (США). По итогам исследования он предложил термин «аномическая депрессия», который обозначает последствия аномии на уровне личности, а именно чувства уныния, отчаянья, апатии, дезориентации, фрустрации, ощущение утраты жизненных целей, повышенную агрессивность и склонность к алкоголизму и суициду. Исследования военно-научной школы (В.А. Чигирев, П.И. Юнацкевич, 1986-2024), Института нравственности (2004-2024), Института психиатрии и информальной юстиции (2018-2024), Института суицидологии (2018-2024), Института медицины и информальной юстиции (2018 – 2024), показывают наличие прямой связи между аномией и распространённостью психических болезней у жителей постсоветского пространства. Их психическое здоровье намеренно разрушалось ликвидацией нравственных ориентиров СССР и дискредитаций нравственности. Однако с 2022 года нравственность стала новой ценностью и традицией, объектом защиты государства и общества. Это подкреплено новой редакцией Конституции Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации, планами мероприятий по реализации нравственной политики в федеральных органах государственной власти Российской Федерации, субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей является одновременно и социально-правовой и медицинской мерой, направленной на лечение и профилактику аномической депрессии у сотен миллионов больных граждан, юристов и полицейских, судей и прокуроров, адвокатов и правозащитников. Теория аномической депрессии обладает перспективой использования в судебной медицине, криминалистике, правозащитной деятельности. Интерес к проблеме аномической депрессии среди политического руководства и учёных свидетельствует о том, что подавление воли к сопротивлению, пораженчество, моральное разложение аппарата государственного управления, армии, полиции, суда, следствия и специальных служб не утратили актуальности. При массовом унынии, утрате нравственности невозможно получить требуемое количество добровольцев и патриотов для ведения оборонительной войны. Затруднительно подвергать уголовному преследованию лиц, совершающих серийные массовые экономические преступления и уклоняющиеся от любой формы ответственности. Аномическую депрессию В.А. Чигирев и П.И. Юнацкевич трактуют, прежде всего, как утрату нравственности, сопровождаемую чувством уныния, разочарования, страха, социальной трусости, пораженческих настроений и моральной дезориентации. Аномическая депрессия лишает страну мобилизационного резерва. Утрачивается сама способность к государственному и военному управлению. Сохраняется имитация, учащаются случаи бегства от ответственности всех руководителей и подчинённых. Население обрекается вначале на произвол экономических преступников, а затем и на произвол захватчиков. На основании сказанного можно прийти к выводу, что изучение аномической депрессии руководителями, медицинскими судебными экспертами, криминологами, правозащитниками даст существенный импульс развитию юридической науки, криминологии, судебной медицины, психиатрии и психологии. Далее определим потенциал теории и технологии профилактики аномической депрессии в современных условиях. Аномическую депрессию можно понимать как патологический процесс разрушения личной и общественной нравственности, осуществляемый путём целенаправленно отрыва личности от средств к существованию и созданию криминальных условий продвижения к благополучию путём совершения экономических преступлений. В обществе, поражённом аномической депрессией, главными ценностями являются достижение личного финансового благополучия, известность и победа в конкурентном состязании с другими, унижение побеждённого. Более эффективной социально-правовой формой профилактики экономической преступности является кооперация. Кооперация – это сотрудничество, объединение людей или организаций для достижения общих целей. Для этого все участники взаимодействуют друг с другом. Совместно решают проблемы и вопросы, которые не могут быть решены индивидуально. Кооперация может быть формализована и организована на разных уровнях: от маленьких групп людей до крупных корпораций и международных организаций. Кооперация имеет множество преимуществ. Во-первых, она позволяет объединить энергию, время, ресурсы, умения и знания разных людей, организаций. Это позволяет решать сложные задачи более эффективно. Во-вторых, кооперация способствует обмену опытом, идеями, знаниями, что может привести к появлению новых творческих решений. В-третьих, кооперация помогает укрепить взаимное доверие, уважение, взаимодействие и взаимопонимание между участниками. Формируется нравственная рабочая атмосфера, повышается эффективность работы и достижение поставленных целей. Конкуренция – это источник взаимной вражды и войн. Более целесообразно предлагать потенциальным партнёрам иные основания для взаимодействия – не извлечение выгоды, а объединение усилий и труда, позволяющее установить вначале социальные, а затем и экономические отношения. Такой процесс более долгий по времени, но он устойчив в договоренностях и обязательствах. Таким универсальным проектом для глобальной кооперации является нравственный путь человечества, описанный в декларации нравственного пути человечества, поддержанной на данное время общественностью многих государств мира. Именно в коллективе индивид восстанавливает своё психическое здоровье, так как там иначе происходит распределение его внимания и предпочтений. Он принимает идею, миссию коллектива, становится её сторонником, начинает совместно трудиться. К нему возвращается Более эффективной социально-правовой формой профилактики экономической преступности является кооперация 40 чувство спокойствия, счастья, он выходит их состояния аномической депрессии, сохраняется, укрепляется воля к сопротивлению внутренним и внешним врагам. Индивид ощущает себя нужными и востребованными в мире, в котором его усилиями формируется, и поддерживается нравственная атмосфера: никто не вредит, все созидают, вместе всё обсуждают, затем исполняют. Это обстоятельство удовлетворяет спрос на справедливость, который может быть обеспечен переходом к коллективным формам обучения, труда, предпринимательства и службы. Духовность — это труд для других людей, при котором человек отдаёт им больше, чем берет взамен. Труд во благо других людей одухотворяет человека, становится его духовной основой. Духовно-нравственные ценности – сформированные в результате обучения и воспитания отношения человека к себе, другим людям и среде обитания, характеризующиеся как безвредные и созидательные. Коллектив – социальная группа, в которой сформирована нравственная атмосфера, характеризующаяся следующими признаками: внутренним единством идей, целей, задач; совместным способом деятельности; взаимовыручкой и поддержкой друг друга по принципу «один за всех и все за одного»; самоуправлением, где каждый член коллектива играет роль исполнителя при решении одной задачи, и руководителя при решении другой задачи; возможностью каждому члену коллектива завоевать авторитет в форме общего признания социального и профессионального соответствия занимаемой должности или роли; дружбой, спокойствием и уверенностью в будущем каждого члена коллектива; конструктивным поведением членов коллектива, обеспечивающим им сохранность психического и соматического здоровья; чувством гордости за принадлежность к коллективу; совместным обсуждением и принятием управленческих решений. Значительную роль в распространении аномической депрессии играют средства массовой информации. Газеты, радио и телевидение постоянно транслируют деструктивные нормы поведения и ценности паразитизма, потребления, эгоизма, выгоды, безответственности. Интернет также становится источником морального разложения, свободной трансляции безнравственных норм, традиций и ценностей. Когда нравственные цели деятельности индивида становятся противоречивыми, недостижимыми или несущественными, состояние аномической депрессии усиливается. Оно характеризуется общей моральной дезориентацией и сопровождается ощущением пустоты и апатии, страха и пораженчества, состояния бессмысленности. В качестве способа определения аномической депрессии можно использовать опрос индивида с помощью следующих утверждений: 1. Я чувствую, что руководители органов власти равнодушны к моим запросам и нуждам. 2. В обществе и государстве, где нет нравственного порядка и неизвестно, что случится завтра, мало чего можно добиться. 3. Шансов достигнуть важнейших для меня жизненных целей все меньше. 4. Что бы я ни делал, получается, что жизнь проходит мимо. 5. Я все больше убеждаюсь в том, что не могу рассчитывать на дружескую поддержку со стороны моих близких и родных. 6. Я стремительно теряю все свои накопления и сбережения. 7. Сейчас все решают денег. Нет денег и ты нищий, никому не нужен. 8. Нами руководят социопаты – лица без совести и нравственности, предатели Родины. 9. Я никому не доверяю. 10. У меня нет светлого будущего. В случае положительных ответов более чем на 5 вопросов можно ориентировочно утверждать, что индивид поражён аномической депрессией. Очевидны признаки отчаяния, отсутствие стремления к улучшению условий своей жизни, утрата возможности для реализации жизненных целей индивида. Воля к сопротивлению сломлена. Данную шкалу оценки аномической депрессии можно использовать для опроса при оценке психического состояния индивида. Её можно модифицировать, а также применять различные методы статистического анализа полученных данных. Для интерпретации полученных результатов, а также усовершенствования самого опросника можно применять факторный анализ. При изучении аномической депрессии на уровне личности можно использовать, в том числе, и метод выявления скрытых классов. Применение этого метода подразумевает выделение в особый класс респондентов, склонных отвечать положительно или отрицательно на все утверждения из предлагаемого опросника. В качестве одного из примеров использования опросника в современных условиях можно исследовать особенности личностной аномической депрессии в профессиональных сферах. Люди болеют аномической депрессией в бесцельной рабочей обстановке, когда их принуждают имитировать исполнение своих обязанностей, притворяться представителями той или иной профессии. Аномичное депрессивное состояние личности в значительной степени определяется контекстом, в котором происходит взаимодействие индивидов. Иначе говоря, главной причиной развития аномической депрессии в профессиональной сфере является нездоровая корпоративная культура, лицемерие и притворство, безнравственность и социопатизация руководства, жадность и подлость. Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что теория аномической депрессии личности направлена на то, чтобы интерпретировать аномичное депрессивное состояние индивида и измерить степень выраженности этого состояния, понимаемого как следствие деструктивного неолиберального воздействия на общество и государство в целом: когда деньги поставлены во главу угла. Такой подход к проблеме является следствием масштабных воздействий экономических преступников, ломающих волю к сопротивлению у населения и юридического сообщества. Индивидуальные особенности личности могут вызывать состояние аномической депрессии, однако это состояние исчезает, когда индивид попадает в социальную группу, трансформированную в коллектив (учебный, профессиональный, деловой, управленческий). Коллектив выступает благотворной средой для профилактики и лечения аномической депрессии. В коллективе могут нивелироваться, сглаживаться и компенсироваться следующие особенности личности: когнитивная скромность, отрицательно влияющая на способность учиться и понимать; искажённое понимание окружающего мира; деструктивные идеи, мнения, верования; ригидность мышления; беспокойство и тревожность; слабая воля; высокий уровень агрессии. Причиной возникновения и распространения аномической депрессии может служить отрицательная оценка индивида значимой для него группой. Источником аномической депрессии на уровне личности всегда являются безнравственные взаимоотношения с другими, иначе говоря, взаимоотношения, в которых индивида не воспринимают так, как ему хотелось бы, чтобы его воспринимали, и причиняют ему вред или угрожают. Социально-психологическое напряжение у индивида возникает, когда он чувствует вначале от родителей, затем от руководителей и начальников следующее: неприязнь к индивиду как к нищему или бедному человеку; финансовое превосходство; препятствуют индивиду достичь положительно оцениваемые им цели или гипотетически могут это сделать; лишают индивида полезных, позитивно оцениваемых стимулов или создают потенциальную угрозу такого лишения; предоставляют индивиду вредные, негативно оцениваемые стимулы или могут их предоставить впоследствии. Профилактика аномической депрессии осуществляется путём вовлечения индивида в деятельность коллектива, приучение его к созидательному труду. Привычка созидательно трудиться в составе учебного или профессионального коллектива образует социальный иммунитет от аномической депрессии. В коллективе возникают следующие социально-психологические явления, позитивно сказывающиеся на профилактике аномической депрессии: причастность человека к другим людям, Богу, судьбе, природе, исторической миссии; ощущение своей связи с достижениями культуры, моральными и этическими ценностями общества; участие в нравственных связях и созидательных отношениях с другими индивидами и социальными группами; завоевание авторитета у других индивидов и социальных групп. мобилизирующие эмоции (радость созидательного труда, активность, оптимизм, хорошее настроение и формирование прочной связи с другими индивидами и социальными группами. Профилактике аномической депрессии способствует ощущение причастности к реализации глобального гуманитарного проекта «нравственный путь человечества». Человек, испытывающий причастность к глобальному социальному проекту, не испытывает одиночества и не впадает в состояние аномической депрессии. Теория аномической депрессии, разработанная П.И. Юнацкевичем, имеет для государственного управления, юридической науки, медицинской судебной экспертизы и криминологии огромный эвристический потенциал. Она может использоваться как для создания практических моделей повышения качества государственного управления, правоприменительной и законодательной практик, психологопсихиатрического обеспечения обороны и безопасности государства и общества, профилактики суицидального поведения, так и для теоретического синтеза. Аномичное депрессивное состояние личности связано с расчеловечиванием людей, лишением денег, паразитизмом бездельников с супердоходами. Постсоветское общество после развала СССР впало в аномию за счёт проникновения деструктивной неолиберальной культуры, обслуживающей идеологию-технологию денег. Она ничего не объясняет и форматирует мировоззрение индивидов под свой заказ: утилитаризм, монетаризм, клептомонетократия, личная выгода и корысть. Навязывается ложное убеждение в том, что экономика определяет политику. Все должно продаваться и покупаться, решаться за деньги. Безнравственная политика становится основой безнравственной экономики и условием массовых экономических преступлений – процесса распределения общественных благ, при котором обществу наносится вред, разрушаются социальные, физические и биологические основы жизни человека. Возникает неравенство. Безнравственная политика и экономика приводят общество и государство к социальной катастрофе. Профилактика аномической депрессии осуществляется в коллективе и через коллектив. Купирование аномической депрессии возможно только при осуществлении нравственной политики органами государственного и муниципального управления. Нравственная политика – это такое распределение общественных (не только материальных) благ, при котором соблюдается нравственное правило III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом. Эта политика позволяет формировать у индивида привычку к созидательному труду. Это краеугольный камень человечности, суть нравственного путь человечества – привычка созидательно трудиться, любить, жить в семье, учиться и трудиться в коллективе, где один за всех и все за одного. Исследование аномической депрессии, помимо всего прочего, позволяет преодолеть междисциплинарный разрыв, между юриспруденцией, суицидологией, социологией, психиатрией, этикой, государственным управлениям и психологией. Существование такого разрыва вызвано деградацией науки под воздействием деструктивной идеологии денег, когда научные разработки используются за деньги во вред обществу и государству. Сам объект исследования неразделим и изучать его необходимо с учётом всех составляющих. Важнейшей задачей для борьбы и профилактики экономической преступности, вызванной аномической депрессией и суицидальным поведением социопатов – организаторов преступных экономических сообщества является формирование нового человека нравственного, человека созидательного труда. Основу нравственности составляет убеждённость человека в том, что нужно не вредить себе, соседям, среде обитания и созидать для себя, соседей, среды обитания. Эта убеждённость рождает творческий порыв, целеустремлённость, трудовой энтузиазм, сознательную дисциплину и организованность, умение подчинять личные интересы общественным. Проблемы воспитания нравственного и созидательно трудящегося нового человека, защищённого от пагубного влияния деструктивных идеологий, являются непременным условием успешного государственного строительства и правозащитной деятельности. Защита общества и государства от экономических преступлений и аномической депрессии неразрывно связана с подъемом нравственного сознания людей, с формированием активной гражданской позиции, с кровной заинтересованностью во всех государственных и общественных делах. Незыблемая основа воспитания - это формирование научного нравственного мировоззрения. Важно добиться глубокого усвоения всеми гражданами нравственного правила III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом. Важно каждого научить коллективным началам любого дела, как делать любую работу сообща, не вредя и созидая. В отношении к труду мы видим важнейший показатель нравственного становления личности и её психического здоровья. Нужно у каждого человека формировать потребность в созидательном труде и безвредном поведении. Только единство слова и дела способно действенным образом оказывать влияние на становление нового отношения к труду, формирования нравственных идеалов и черт психически здорового законопослушного человека. Формирование нравственных отношений требует приложения огромных усилий по организации нравственного воспитания граждан. Огромное значение в нравственном воспитании подрастающего поколения принадлежит системе образования. Нравственное воспитание, ориентированное на формирование мышления и поведения, исключающие причинение вреда человеку, обществу, среде обитания, и включающее знания, умения и навыки созидательного труда органически связаны с самим содержанием и формами обучения, процессом овладения знаниями, подготовкой к труду, ростом культуры молодёжи. Надо, чтобы всё дело воспитания, обучения современной молодёжи было воспитанием в ней безвредного и созидательного отношения к себе, другим людям и стране. И в этом деле громадная роль принадлежит школе. Только в том случае, когда школа включена в саму практику нравственного преобразования общества, она будет способна дать молодёжи прочные основы знаний, сделать её образованной, научить умению самими вырабатывать нравственные взгляды. Школа должна стать проводником нравственности, организационного, воспитывающего влияния органов государственной власти на все слои населения в интересах защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Одним из существенных средств в решении этой задачи является достижение органического соединения обучения с созидательным трудом. Претворение её в жизнь связано с изменением общеобразовательной школы и системы профессионального образования. Только правильно поставленное трудовое воспитание, обучение конкретной профессии, непосредственное участие школьников и студентов в общественно полезном, производительном труде могут стать незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к учёбе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности гражданина. Также важно, чтобы учителя стали проводить уроки нравственности, говорили о действительно важном, являли собой пример гражданской непримиримости к деструктивной идеологии, ко всякого рода нравственным порокам. Нужно гневно бичевать эгоизм, индивидуализм, недисциплинированность, бесхозяйственность, взяточничество, стяжательство, спекуляцию, пьянство, тунеядство, паразитизм, бюрократизм, пренебрежительное отношение к нуждам человека. Все это мешает людям нормально жить и трудиться. Эти отрицательные явления особо нетерпимы в современных условиях. Поэтому государство связывает воспитание нравственного человека с самой энергичной и непримиримой борьбой против нарушителей традиционных ценностей как нравственных норм общежития. Теперь государственному служащему и учителю важно стать для детей примером ума, чести и совести нашего государства. Опираясь на традиционные ценности, наши учителя должны последовательно и настойчиво вести работу по формированию у молодёжи нравственности.
Автор Директор департамента правового обеспечения
государственной политики
Института философии Академии экосоциальных технологий
Заслуженный и Почётный адвокат России Академик Академии экосоциальных технологий
Гусаков Юрий Витальевич merkulovadam@gmail.com
https://fig.ast.social


Комментариев нет:
Отправить комментарий