понедельник, 23 июня 2025 г.

Глава 18. Расследование преступлений, связанных с отмыванием (легализацией) денежных средств и иного имущества.

 


              18.1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с

отмыванием (легализацией) преступных доходов
Законодательными нормами, направленными на противодействие
указанному виду преступной деятельности, в данный момент являются ст.
174 и 1741УК РФ. Они направлены в первую очередь против поступления
в легальный оборот доходов, полученных от организованной преступной
деятельности, т. е. на подрыв экономической основы преступности.
Но кроме данных норм важнейшим из законодательных актов в
области регламентации в России деятельности по противодействию
отмыванию преступных доходов стал Федеральный закон «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем» от 7 августа 2001 г, который, по сути, является
системообразующим ядром, вокруг которого формируется новый
межотраслевой
комплексный
правовой
институт
российского
законодательства, включающий правовые нормы как материально
процедурного,
так
и
соответствующего характера.
процессуально-процедурного
свойства
137
Несмотря на то, что государством предпринимаются попытки
противостоять такому явлению, как легализация преступных доходов, его
актуальность, все еще очевидна.
Анкетный опрос сотрудников правоохранительных органов ЮФО,
связанный с рассматриваемой проблемой, позволил выявить следующую
картину: на вопрос о том, встречались ли они в практической деятельности
с фактами легализации преступных доходов, из 150 опрошенных на 100%
ответили сотрудники УБЭП, на 94,3% - следователи МВД, на 91,7%
сотрудники налоговой полиции (на момент ее функционирования); и так
далее по нисходящей.
Отвечая на вопрос о том, посредством каких денежных средств или
иного имущества, приобретенного преступным путем, наиболее часто
совершаются финансовые операции в целях придания правомерности
владения, 42% опрошенных указали, что таковыми являются наличные
деньги, 16% - валюта, 14% ценные бумаги в российской и иностранной
валюте и т. д.
Общий рейтинг видов преступной деятельности, сопровождающейся
извлечением преступных доходов, выглядит следующим образом: 12% -
незаконная финансовая деятельность; 11,5% - наркобизнес; уклонение от
уплаты налогов составило 11%; коррупция (взяточничество) - 10,5% и т. д.
А следующие виды преступлений повлекли получение наиболее
крупных доходов, ставших известными респондентам: незаконное
предпринимательство (11,2%); получение взятки (9,8%); присвоение и
растрата (8,9%). Самый низкий показатель составило хищение предметов,
имеющих особую ценность – 16%.
Что касается сфер легальной деятельности, в которых чаще всего
осуществляется легализация преступных доходов, то лидирующее место
занимают: финансово-кредитная сфера (33,5%), оптовая торговля (16,3%),
благотворительная деятельность (13,4%), шоу-бизнес (13,1%) и т. д.
18.2. Способы совершения преступления
Существенное значение для выявления и расследования эпизодов
«отмывания» преступных доходов имеет знание оперативными и
следственными работниками способов легализации незаконных доходов,
находящихся в тесной связи с особенностями предмета преступлений
данного вида, которым могут быть как денежные средства (наличные и
безналичные), так и материальные ценности. Процесс совершения
преступлений рассматриваемой категории условно можно подразделить на
три этапа:
Первый этап - прерывание субъектом легализации непосредственной
связи преступных доходов с преступлением.
138
Второй этап - маскировка (запутывание) следов преступления, в
результате которого были получены легализуемые доходы.
Третий этап - включение преступных доходов в легальный
гражданско-правовой оборот с целью окончательного приобретения ими
видимости легального источника происхождения.
На первом этапе процесса легализации происходит преобразование
преступно приобретенных другими лицами средств в иностранную
валюту, купюры иного достоинства или иные имущественные ценности -
ценные бумаги, золото, недвижимость, при этом широко используются
подставные физические или юридические лица. Целью данного этапа
является прерывание субъектом непосредственной связи легализуемых
доходов с преступлением, в результате которого они получены их
владельцем, для воспрепятствования в дальнейшем их идентификации и
конфискации со стороны государства.
Среди способов, характерных для первого этапа легализации, можно
назвать следующие:
Перечисление денег на подставных лиц
Этот способ легализации является достаточно распространенным.
Перечисление денежных средств осуществляется главным образом на
счета близких и родственников. Однако в преступных группах с высокой
степенью организованности и жесткой внутренней дисциплиной денежные
средства могут помещаться и на счета лиц, не связанных какими-то
родственными отношениями с лицами, заинтересованными во временном
освобождении от этих средств. Такое перемещение средств может
происходить через посредников.
Продажа наличных денег за безналичные
Достаточно часто на первом этапе легализации для целей реализации
указанного способа создаются фирмы, занимающиеся обналичиванием
денежных средств, т. е. продажей легальным предприятиям «черных»
наличных денег за безналичные, за что таким предприятиям платятся
определенные комиссионные в размере 1-8% от обналиченной суммы. В
качестве владельцев и руководителей таких фирм используются
подставные лица (алкоголики, душевнобольные, лица, не имеющие
средств к существованию), либо фирмы регистрируются вообще по
утерянным документам. Фиктивные фирмы функционируют обычно не
более 3-х месяцев. К моменту возникновения обязанности сдачи
отчетности и уплаты налогов за первый квартал денег на их счетах уже не
остается.
139
Многократный перевод денег на счета фирм-посредников
Для более успешного процесса легализации и сокрытия ее следов
деньги могут неоднократно переводиться на счета фирм-посредников. В
этом случае схема легализации выглядит следующим образом. Фирма,
незаконно получившая денежные средства, перечисляет их посреднику, а
он, в свою очередь, следующему звену и т. д. Таким образом, на
банковских счетах фирм-посредников в течение периода от нескольких
дней до месяца аккумулируется крупная сумма, которая в дальнейшем
переводится за границу.
После выполнения подобного рода действий фирмы-посредники
прекращают все операции по своим счетам. При этом фирмы всех звеньев
данной цепочки являются фиктивными, зарегистрированными на
подставных лиц. Передача денежных средств через свои расчетные счета
осуществляется недолго, максимум в течение нескольких месяцев, поэтому
для следственных органов очень важно в кратчайшие сроки проследить
всю цепочку по передаче денег, чтобы в конце концов выйти на реальных
лиц, получивших деньги.
Платежи небольшими суммами на один банковский счет
Организованный обмен денег на купюры иного достоинства или
другую валюту без использования банковских счетов (т.н. обменные
сделки)
Причисление легализуемых средств к легальной выручке
предприятий с большим наличным оборотом (фиктивные обороты)
Для этого способа легализации характерными признаками являются:
наличие достаточно большого количества приобретенных средств,
необходимых для постоянного процесса легализации; извлечение дохода в
виде крупных сумм наличных средств в результате избранной
преступником деятельности для отмывания. Существует несколько
вариантов данного способа легализации: использование субъектом в целях
легализации собственной организации, использование субъектом в целях
легализации сторонней организации для осуществления движения средств
через это предприятие, создание субъектом для целей легализации новой
организации.
140
Использование собственных или сторонних предприятий,
декларирующих легализуемые деньги в качестве выручки.
Для реализации данного способа на предприятия с большим
наличным оборотом (таксопарки, рестораны, кафе, торговые точки по
продаже фруктов и овощей, казино и т. д.) либо оказывающие услуги
нематериального характера (салоны красоты, парикмахерские, бюро
информационных услуг) поступают денежные средства от преступной
деятельности, которые отражаются в официальной отчетности как
легальная выручка.
Если первый этап легализации прошел успешно (т. е. он не был
обнаружен), то в дальнейшем преступную деятельность по легализации
выявить более сложно.
Вторым этапом отмывания денег является маскировка (запутывание)
следов преступления, в результате которого были получены легализуемые
доходы. На этом этапе происходит избавление от основной части
наличных средств и размещение их при помощи ряда способов в кредитно
финансовые учреждения и/или перевод таких средств за пределы страны,
что осуществляется путем комплекса финансовых и иных мероприятий.
Маскировку следов можно рассматривать как этап, на котором якобы
законная деятельность и сделки помогают скрыть преступный источник
получения денег.
Характерной чертой данного этапа является смена статуса предмета
легализации в процессе совершения преступления в целях сокрытия
первоначального источника происхождения преступных доходов. В
результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность
имущественных ценностей. Этот этап, собственно и называют процессом
отмывания денег.
Легализация преступных доходов на втором этапе происходит через
функционирование банковско-финансовой системы, предпринимательской
или иной экономической деятельности. Для осуществления операций на
втором этапе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы,
выставляющие фиктивные счета, служащие основанием для перевода
денег.
Для проведения второго этапа легализации характерны следующие
способы:
Перевод наличных денежных средств в кредитные учреждения
Для осуществления этого способа наличность перемещается в
кредитно-финансовые учреждения с тем, чтобы впоследствии денежные
средства были переведены в облигации, акции и иные ценные бумаги,
141
аккредитивы, платежные поручения, а затем сняты со счетов или
переведены из одного банка в другой, чтобы еще больше «замести следы».
Перевод приобретенного за наличность имущества в иные формы
активов с последующей продажей
Конкретные действия по переводу денег в другие формы активов
будут зависеть от того, используется в целях легализации юридическое
лицо или только физическое лицо (лица). Так, один человек может
легализовать преступные доходы приобретая, а затем перепродавая
дорогие машины, яхты или билеты на транспорт дальнего следования. У
организации на подобные разрозненные действия уйдет слишком много
времени, поэтому она обычно занимается крупными приобретениями
недвижимости, пакетов акций или сырьевых товаров.
Операции по перепродаже активов могут использоваться не только
как один из способов маскировки следов преступления, в результате
которого были получены легализуемые доходы, но и как источник
увеличения таких доходов. После продажи и перепродажи имущества
внутри страны и за ее пределами правоохранительным органам становится
сложнее вычислить личность покупателей и изъять имущество.
Электронный перевод денежных средств
Перевод средств с помощью электронной системы, или электронный
перевод, является одним из наиболее быстрых и широко применяемых
способов маскировки следов преступления, в результате которого были
получены легализуемые средства.
Перевод средств в компании, зарегистрированные в офшорных
зонах
Операции второго этапа нередко носят международный характер.
Действия по легализации внутри страны применяются прежде всего как
предварительная ступень к международной легализации.
В настоящее время в проведении операций второго этапа легализации
большую роль играют офшорные зоны и иные страны с легким налоговым
режимом и слаборазвитой системой финансового контроля.
Лица, участвующие в процессе легализации с использованием
офшоров, для того чтобы вывезти из страны доходы, полученные от
преступной деятельности, зачастую пользуются финансово-кредитными
организациями, законными компаниями или легальными предприятиями.
После того, как деньги вывезены за границу, документы по сделкам
142
обнаружить очень сложно. Ввиду этого при расследовании преступления,
связанного с легализацией, следователю важно установить движение
денежных средств до момента пересечения ими границы.
Деятельность виновных, в том числе способы, используемые ими, в
значительной мере зависят от того, в какой стране совершается
легализация преступных доходов.
В силу того, что в офшорной зоне ограничены возможности
правоохранительных органов, возникают проблемы для расследования.
Поэтому для обнаружения и раскрытия операций по легализации денег
следователю необходимо документально зафиксировать движения
денежных средств до того, как они покинули Россию.
Офшорная фирма - это фирма, зарегистрированная в стране, которая
не возражает против того, что бы кто-то зарабатывал деньги не на ее
территории (в большинстве случаев) и платила умеренные налоги, либо не
платила их вовсе. Различные государства устанавливают свой порядок
функционирования зарегистрированных офшорных компаний. В основном
эти порядки определяют наличие или отсутствие:
минимальных налогов;
ежегодных сборов;
ежегодного аудита.
Есть государства, которые по закону не требуют от офшорных
компаний ничего, кроме платы за первоначальную регистрацию и оплаты
небольшой ежегодной пошлины - некой таксы за освобождение от всех
остальных обязательств, присущих компаниям из «нормальных» стран.
В этом контексте необходимо упомянуть о банковских счетах
офшорных компаний.
Поскольку офшорная компания в сути своей является абсолютно
законным предприятием, созданным в соответствии с законами страны
регистрации, определенное число банков идет на сотрудничество с такими
фирмами и открывает им счета.
Захочет ли банк открывать офшорной компании счет или нет, связано
прежде всего с внутренней политикой банка, источником происхождения
средств и возможностью подтверждения их происхождения, другими
факторами.
Однозначно можно сказать только, что, исповедуя принцип
«duedeligence», который можно перевести как «знай своего клиента»,
банки ни при каких условиях не откроют счет на несуществующую
персону - директора офшорной компании. То есть банк открывает счет
компании, но при этом сама компания должна быть представлена реально
существующим лицом - директором или офицером (менеджером,
имеющим соответствующие полномочия от компании на открытие и
управление счетом).
143
Счет может быть открыт и в банке в стране регистрации, и в любой
другой стране, которая по каким-либо соображениям устраивает клиента.
Третьим этапом процесса легализации денег является последующее
включение преступных доходов в легальный гражданско-правовой оборот
с
целью окончательного приобретения ими видимости легального
источника происхождения.
Необходимость в его проведении возникает у виновных лиц в случае,
когда для успешного завершения второго этапа им важно иметь в своем
распоряжении убедительное объяснение якобы законного происхождения
своих средств.
Для осуществления третьего этапа легализации преступных доходов
характерны следующие способы:
Заключение фиктивной сделки по продаже недвижимости
Существует ряд возможных сделок по продаже недвижимости, при
помощи которых преступные деньги можно вновь ввести в экономику
страны.
Так,
например,
создается
соответствующим
образом
зарегистрированная фирма. Эта фирма, не имеющая каких-либо
существенных активов, не ведущая операций, покупает определенное
имущество. Затем это имущество продается, а выручка рассматривается
как законные денежные средства, приобретенные в результате продажи
имущества.
Заключение фиктивных экспортно-импортных контрактов
Для реализации данного способа заключаются два договора -
реальный, заключаемый с легальной фирмой, и фиктивный (с завышенной
суммой сделки), заключаемый с фирмой-посредником. По фиктивному
договору деньги переводятся фирме-посреднику, как правило,
зарегистрированной в офшорной зоне. Разница между реальной и
фиктивной ценой остается на счете фирмы-посредника в качестве
комиссионных. Обязательным условиям для реализации указанного
способа является то, что фирма, переводящая деньги, и фирма-посредник
имеют одних и тех же владельцев.
Заключение договора процентного займа
Характерной чертой этого способа является депонирование денег на
счете зарубежной фирмы. После этого фирма дает заем или выступает
гарантом по банковскому кредиту, являющемуся для покупателя
легальными деньгами. В этих случаях могут создаваться целые компании
144
прикрытия, при помощи которых преступное предприятие может ссудить
само себе свои собственные отмытые средства так, что операция эта будет
выглядеть вполне законной. Таким образом, в одном из своих обличий
предприятие будет платить само себе проценты с ссуды, а в другом -
указывать сумму процентов в налоговых декларациях.
Для подобного способа характерно следующее:
имена фактических владельцев такого предприятия обычно
скрываются;
такое предприятие получает заем у легальной фирмы;
у компании-прикрытия, являющейся дочерней или зависимой по
отношению к предприятию, берется заем на сумму, немного
превышающую предыдущую;
основная сумма законно полученного займа и начисленные на нее
проценты выплачиваются при помощи фиктивного займа.
В результате получаются полностью легализованные деньги.
Декларирование преступных доходов в качестве выигрыша в
лотереи
В этом случае субъекты легализации используют тот факт, что
лотерейные билеты не оформляются на чье-то имя, следовательно,
выигравший билет может быть обращен любым человеком в деньги,
которые декларируются в качестве выигрыша.
Заключение сделки с завышением цен
Такого рода способы распространены на аукционах, в операциях с
произведениями искусства, с дорогостоящими вещами, стоимость которых
можно определить лишь условно, оценочно, а значит, такое имущество
может быть реализовано по неоправданно высоким ценам. В результате у
легализующего лица образуется очень высокий как бы легальный доход.
Заключение сделки с занижением цены
В качестве примера можно привести операцию с приобретением
недвижимости. Приобретается дом по заниженной цене, разница с
реальной рыночной ценой доплачивается «черными» деньгами. После
этого якобы производится ремонт, и здание продается по более высокой
цене. В результате образуется как бы легальный доход. Аналогичные
операции проводятся и с акциями по условным рыночным ценам.
145
Приведенные примеры не претендуют на полноту перечисления всех
возможных способов отмывания незаконных доходов, поскольку в
условиях
совершенствования
национального
законодательства,
организационных изменений в деятельности правоохранительных и
контролирующих органов, появляются все новые и новые механизмы,
используемые для легализации (отмывания) доходов, полученных
незаконным путем. В связи с этим условия осуществления розыска таких
доходов, установления действительных обстоятельств их легализации
(отмывания) характеризуются постоянным усложнением.
Вместе с тем важное значение для решения этих задач имеет то
обстоятельство, что при большом многообразии видов противоправной
деятельности по отмыванию доходов, полученных незаконным путем, все
они сходны в принципиальных чертах и с точки зрения их общих
признаков, механизма следообразования, круга и характера носителей
источников криминалистически значимой информации.
В процессе отмывания денег имеются определенные узкие места,
которые «отмыватель» денег, несмотря на чрезвычайно богатые
вариантами методы и формы, едва ли может избежать и где он
подвергается повышенному риску выявления. Такими болевыми точками
считаются: поступление наличных денег в финансовую систему, переход
денежных потоков через государственную границу, а также трансферты
внутри финансовой системы и на выходе из финансовой системы.
Работа по выявлению фактов легализации преступных доходов
начинается с определения так называемых подозрительных операций. В
мировой практике операция считается подозрительной при одновременном
наличии двух признаков: количественного (объем совершаемой операции)
и качественного.
К качественным законодательство разных стран причисляет признаки,
которые могут указывать на противоправную направленность действий
клиента банка. К ним можно отнести следующие:
внесение больших сумм на счет наличными;
стремление при открытии и ведении операций по счетам ограничиться
своим присутствием только при открытии счета и избежать последующих
контактов с операционистами путем назначения доверенных лиц по
управлению денежными средствами, находящимися на счетах;
предоставление о себе сведений, достоверность которых невозможно
проверить либо заведомо искаженных сведений;
прохождение
по счетам денежных средств, значительно
превышающих реальные возможности клиента в бизнесе;
проведение операций в особо крупных размерах в интересах третьих
лиц, в частности обмен больших сумм денег и т. п.
146
Поэтому важно осуществлять сбор и систематизацию информации и
по следующим направлениям:
цель и причины открытия счета;
оценка капитала;
источники происхождения;
дополнительная информация или иные источники, касающиеся
репутации клиента, если это необходимо.
С целью сбора, обработки и анализа информации об операциях с
денежными средствами, а также для решения иных задач, связанных с
принятием мер по противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г.
был образован Комитет Российской Федерации по финансовому
мониторингу (КФМ России).
Изучение способов совершения таких преступлений позволяет
выявить основные задачи при легализации преступных доходов:
скрыть происхождение и истинного владельца доходов;
осуществлять в течение легализации контроль за доходами от
преступлений, состоящий в возможности распоряжаться легализуемыми
суммами;
изменять форму активов для укрывательства и маскировки
источников средств и уменьшения объемов наличных финансов,
полученных в результате преступной деятельности.
В качестве примера можно привести схему обращения наркодоходов в
Калифорнии в течение одного дня:
9.00: начинается продажа колумбийского кокаина на улицах Лос
Анджелеса.
11.00: вырученные деньги переходят в руки «сборщиков».
11.30: «сборщики» доставляют вырученные за 2 часа суммы в «центр
сбора».
12.30: наличность в бронированных автомобилях перевозится в
«Ропекс», ювелирный магазин в деловом центре Лос-Анджелеса.
12.45: в магазине высокоскоростные счетные машины подсчитывают
наличность. Ассигнации пакуются в коробки.
13.45: деньги в бронированных автомобилях доставляются в
ближайшие от «Ропекс» участвующие в операции банки.
14.00:
с
помощью
телеграфно-электронной
осуществляются их переводы в еще несколько банков.
аппаратуры
14.15: один из калифорнийских банков, задействованный в цепочку,
молниеносно переводит капитал на счет фирмы «РонельРефинг Инк» нью
йоркского отделения «Чейз Манхеттен Банк».
147
14.45: «Чейз Манхеттен Банк», ничего не подозревая, переводит
деньги электронной почтой в другие банки, которые, в свою очередь, без
задержки перечисляют их в один из банков столицы Уругвая –
Монтевидео.
С 15.00 в дело вступают фирмы-призраки:
«Ронель», якобы специализирующаяся на торговле золотыми
брусками, и «Ропекс», используемая в качестве ширмы в процессе
переброски денег в банки ряда стран. Свинцовые бруски, покрытые
золотистой краской, «Ронель» переправляет в «Ропекс», который как бы
«продает» их под видом настоящего золота задействованным в отмывании
ювелирным магазинам.
15.30: в Монтевидео местные банки получают распоряжения о
переводе денег.
16.00: представители «Летры» появляются в этих банках и
приступают к «репатриации» в Колумбию многомиллионных сумм,
заработанных всего за 2 часа продажи кокаина на улицах Лос-Анджелеса.
Нередко противоправная деятельность, направленная на легализацию
незаконных доходов, имеет транснациональный характер. В этом плане
существенное значение приобретает уяснение того, что является местом
совершения преступления.
Практика расследования дел рассматриваемой категории местом
совершения преступления позволяет считать Россию, если деяние:
начато и окончено на территории России;
начато на территории России, но окончено за ее пределами;
начато за пределами России, но преступные последствия наступили на
ее территории.
В случае совершения противоправных действий, предусмотренных ст.
174 УК РФ в соучастии несколькими лицами, находящимися на
территории ряда государств, преступление должно квалифицироваться как
исполненное на территории России, если хотя бы один из
правонарушителей действовал в пределах территориальной юрисдикции
России.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане нашей страны и лица без
гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации,
совершившие преступление вне ее пределов, также подлежат уголовной
ответственности по национальному законодательству, но при двух
условиях:
деяние должно быть признано преступлением в государстве, на
территории которого оно было совершено;
данные лица не были осуждены за противоправные действия в стране,
являющейся местом их совершения.
148
18.3. Личность преступника
Круг вовлекаемых в отмывание преступных доходов лиц достаточно
широк, что объясняется сложностью самого процесса легализации,
который влияет на распределение ролей в группе. К этим лицам относятся,
в первую очередь, владельцы преступных доходов и лица, организующие
процесс отмывания; затем лица, непосредственно производящие
финансовые операции (вклады, покупку ценных бумаг и т. д.); наконец,
работники финансовых учреждений; служащие государственных и
муниципальных органов. В то же время, не все лица могут быть
осведомлены о совершаемом преступлении, их профессиональные
способности могут использоваться преступниками в «темную».
Как показывает практика, почти все бизнесмены имеют высокую
юридическую или экономическую квалификацию, стаж работы по
специальности более 10 лет в одной или смежных отраслях. То есть
преступники имеют с профессиональной точки зрения те же
квалификационные характеристики, что и юристы, бухгалтеры и
финансисты, занимающиеся легальной профессиональной деятельностью.
В связи с ужесточением законодательства, направленного на борьбу с
отмыванием денег, преступники все чаще используют услуги таких
профессионалов, как адвокаты, бухгалтеры, финансовые советники,
специализированные организации и службы. Для размещения и
объединения капиталов используются счета адвокатов и поверенных в
делах. В этом случае лицо надеется воспользоваться привилегированными
отношениями между адвокатами и их клиентами.
Представители этих профессий нередко имеют дело с крупными
суммами денег, законно представляя интересы своих клиентов. Адвокаты,
выступая как организаторы легализации, могут получать большое
количество наличных, вырученных от преступных действий, на
специальные банковские счета, с которых они получают свои гонорары.
Эти счета записываются на имя адвоката и, как правило, не имеют ничего,
что указывало бы на имя его клиента.
18.4. Обстоятельства, подлежащие установлению
Возможность привлечения виновных к уголовной ответственности за
совершенные противоправные действия зависит от своевременного и
четкого установления следующих обстоятельств:
1. Незаконности (преступности) происхождения денежных средств и
иного имущества.
149
2. Совершения лицами деяний по приданию правомерного вида
происхождению (владению), пользованию или распоряжению денежными
средствами, имуществом или правами на него.
3.
Осознания лицом факта противоправного происхождения
материальных ценностей, с которыми осуществляются финансовые
операции и гражданско-правовые сделки.
4. При расследовании уголовных дел, связанных с легализацией,
необходимо устанавливать также и факт совершения основного
преступления. Данный подход представляется вполне обоснованным, т. к.
примерно по каждому второму делу, возбужденному по признакам ст. 174,
1741УК РФ, признаки преступлений выявляются в ходе предварительного
расследования фактов совершения основного преступления. Однако это не
должно идти в ущерб собиранию доказательств по основным элементам
составов уголовно-противоправного отмывания.
Например, С., являясь генеральным директором нескольких
российских фирм, создал преступное сообщество из числа российских и
иностранных граждан и совершал противозаконные действия по
перемещению через таможенную границу Российской Федерации
кондитерских изделий. Операции по поступлению и реализации товара в
большей части находили свое отражение в заведенных по указанию С.
тетрадях, где фиксировались суммы валютных средств, направляемых в
Польшу и Латвию в качестве оплаты кондитерских изделий. Кроме того, в
тетрадях-ежедневниках С. собственноручно фиксировал планируемые
загрузки автомашин со ссылкой на различные польские фирмы
отправители и наименования складов хранения, расчеты с водителями и
таможенными брокерами, схемы движения денежных средств. В основу
обвинения в легализации незаконных доходов следствием положены
записи в тетрадях «чернового учета».
Приговором от 29 апреля 2002 г. Судебная коллегия по уголовным
делам Московского городского суда, согласившись с квалификацией по ст.
210, 188, 199 УК РФ, по ч. 3 ст. 174 УК РФ оправдала С. за
недоказанностью, указав на отсутствие доказательств того, что в тетрадях
«чернового учета» отражены суммы реализации именно контрабандного
товара, и на отсутствие подтверждения того, что денежные средства, с
которыми совершались финансовые операции, были получены только от
реализации контрабандных изделий.
В немецкой правовой теории и судебной практике подробно
разработан вопрос, касающийся процесса происхождения преступных
доходов. Так, предприниматель А., являясь членом преступной
организации, занимавшейся мошенничеством в банковской сфере и на
рынке ценных бумаг, получал доходы, которые можно назвать
смешанными. Для личных нужд А. приобрел автомобиль стоимостью 90
150
000 марок, причем 35 000 марок из этой суммы были получены
преступным путем и 55 000 марок составили легальный доход. Суд
постановил, что этот автомобиль в его полной стоимости является
объектом легализации криминального имущества. Несмотря на то, что А.
обменял автомобиль на другой, второй автомобиль был также признан
объектом, приобретенным в результате преступной деятельности А., и
конфискован.
Легализация имущества предполагает документальное или иное
фактическое оформление проведенных операций, сделок (например,
зачисление денежных средств на счета в банках и иных кредитных
учреждениях, заключение сделок купли-продажи с надлежащим
документальным оформлением, операции по обмену валюты и др.).
Поэтому, если с полученными от незаконного предпринимательства
доходами осуществлялись финансовые операции и сделки, только тогда
это
является
доказательством наличия признаков преступления,
предусмотренного ст. 174 УК РФ. В связи с этим при выявлении,
раскрытии и расследовании указанных преступлений необходимо
добывать именно такие доказательства легализации доходов, полученных
незаконным путем.
Кроме того, предметом документирования, а в последующем
доказывания должен являться не только факт совершения финансовых
операций, иных сделок или других действий с использованием
приобретенных незаконным путем денежных средств или иных действий,
но и осведомленность лица о незаконности происхождении указанных
предметов. Степень осведомленности виновного, достаточная для
квалификации преступных действий по ст. 174 (1721) УК РФ, может быть
доказана не только и не столько его показаниями, сколько путем анализа
объективных обстоятельств содеянного. Например, осуществление
финансовых операций или иных сделок в интересах коммерческих
организаций или индивидуальных предпринимателей с вовлечением
денежных средств или иных материальных ценностей в количествах,
которые явно не соответствуют истинным масштабам экономической
деятельности указанных субъектов, при наличии иных фактических
данных убедительно доказывает, что исполнитель такого рода
экономически значимых действий осознает невозможность приобретения
этого имущества законным путем, т. е. незаконность его происхождения
является для него очевидной.
151
18.5. Типичные следственные ситуации первоначального этапа и
особенности возбуждения уголовных дел
Преступления, связанные с легализацией преступных доходов, как и
любые другие, слагаются из системы взаимосвязанных поступков людей,
которые вызывают определенные последствия в виде так называемых
«следовых картин» преступления. «Следовые картины» легализации
преступных доходов подразделяются на два вида: явные (очевидные) и
неявные, когда «контраст» между следом и общим фоном правомерной
деятельности минимален.
Среди явных признаков легализации денежных средств или
имущества, добытого преступным путем, можно выделить следующие:
фактическое несоответствие реальной хозяйственной операции ее
документальному отражению;
фиктивность записей в первичных и учетных документах;
фиктивность записей в отчетных документах;
наличие материальных подлогов в документах, имеющих отношение к
расчету величины дохода (прибыли).
К числу неявных признаков легализации преступных доходов
относятся:
1) несоблюдение правил ведения учета и отчетности;
2) нарушение правил ведения кассовых операций;
3) нарушение правил списания товарно-материальных ценностей;
4) нарушение правил документооборота;
5) нарушение технологической дисциплины.
Источниками первичной информации, содержащей признаки
преступления, могут быть не только документы, но и лица:
1) очевидцы сокрытия истинного дохода, осознающие этот факт, но не
участвовавшие в преступлении (рядовые сотрудники предприятия или
банка);
2) очевидцы, наблюдавшие те или иные криминальные хозяйственные
и финансовые операции, но не оценивающие их как таковые (секретари,
шоферы, работники охраны и др.);
3) контрагенты - пособники в совершении легализации преступных
доходов (поставщики и потребители, составившие подложные документы:
договоры, товарно-транспортные накладные, приходные кассовые ордера,
справки и пр.);
4) ревизоры, аудиторы, члены инвентаризационных комиссий.
Наряду с указанными лицами источниками информации являются и
работники оперативных служб. Для них многозначность признака служит
логическим
основанием
построения
нескольких предположений,
объясняющих подлинное значение, например, способа действий при
152
легализации преступных доходов. При этом многозначность способна
уменьшаться при увеличении количества информации. Следовательно,
уменьшается и число вариантов возможных объяснений признаков.
Анализ
следственной
практики,
опросы
работников
правоохранительных органов показывают, что выявление фактов
легализации происходит либо в процессе документирования иных
преступных действий (на стадии проведения оперативно-розыскных и
проверочных мероприятий), либо при расследовании основного
преступления, доходы от которого в дальнейшем были легализованы.
Таким образом, типичная следственная ситуация, возникающая на
начальном этапе расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 и
1741УК РФ, характеризуется следующими признаками:
имеются обоснованные данные, свидетельствующие о совершении
преступления;
установлены лица (лицо), совершившие указанное преступление;
в
результате совершенного преступления преступники получили
незаконный доход в виде денежных средств либо иного имущества;
полученные денежные средства или имущество введены в легальный
оборот, т. е. сокрыты истинные источники их происхождения;
в
результате легализации денежные средства или имущество
используются как полученные законным путем и их местонахождение не
известно.
Работа по выявлению признаков легализации денежных средств или
иного имущества, добытого преступным путем, должна носить плановый
характер. При ее выполнении возникают две типичные ситуации в
зависимости от источника происхождения информации.
Ситуация 1. Выявление (получение) первичной информации о
легализации преступных доходов произведено негласными методами,
такими как:
а)
наблюдение за технологическими процессами (в банках за
денежными потоками), передвижением и сбытом товарно-материальных
ценностей, документооборотом;
б) осмотр помещений, транспорта и документов;
в)
беседы
консультантами;
с
возможными свидетелями, специалистами
г) запросы в криминалистические учеты и банки данных;
д) получение образцов (или копий) в целях их исследования в
соответствующих лабораториях.
Не
следует
противопоставлять
скрытность
проверки
доказательственному значению ее результатов. Последние должны
фиксироваться в письменном виде (акте, рапорте, справке), а также с
помощью технических средств (фотографии, аудио, видеозаписи и др.).
153
Предпочтительней случаи, когда негласные и процессуальные методы
фиксации дополняют друг друга.
Ситуация 2. Характеризуется тем, что первичные данные о признаках
легализации преступных доходов получены из открытых и официальных
источников (средств массовой информации, актов КРУ, справок и
заключений аудиторских служб, документов налоговых инспекций и др.).
Проверочные действия в этой ситуации должны быть комбинированными:
что возможно, производить открытым способом (гласно), а если это не
даст результатов, то действовать скрытно.
Гласными действиями, которые могут быть произведены до
возбуждения уголовных дел по легализации преступных доходов,
являются:
а)
ревизии и проверки отчетности, задачи которых связаны с
выявлением легализации денежных средств или иного имущества;
б) аудиторские проверки по заданиям органа дознания;
в) запросы и проверки налоговой инспекции;
г) осмотры помещений и документов сотрудниками органа дознания;
д) получение образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
путем контрольных закупок;
е)
получение объяснений от должностных и материально
ответственных лиц.
Как в первом, так и во втором случаях тактика негласных действий по
проверке первоначальных данных о легализации преступных доходов
строится главным образом в рамках методов оперативно-розыскной
деятельности.
Тактика оперативного документирования преступных действий, как и
личный сыск оперативных работников, не противоречит общим задачам
криминалистической тактики. Применение тактических приемов при
расследовании легализации преступных доходов должно быть
ориентировано и на выявление сопутствующих правонарушений:
незаконного предпринимательства, взяточничества, хищений и др.
Значительно обогащают тактику проверочных действий при
расследовании указанных преступлений консультации со специалистами
или же их непосредственное участие в оперативно-розыскных
мероприятиях. Например, предметом консультации со специалистом
бухгалтером (ревизором, аудитором) может быть:
а) выяснение вида и степени относимости того или иного документа к
расследованию;
б) причастность тех или иных лиц к составлению конкретных
документов;
в) толкование значения полученных данных.
154
Если в ходе проверочных действий назначаются и проводятся
ревизии, то типичными вопросами, подлежащими выяснению, являются:
а) какова величина легализованной прибыли?
б)
какова продолжительность совершения выявленных случаев
легализации денежных средств или иного имущества, добытого
преступным путем?
Тактические приемы на период ревизии (проверки) связаны с
решением следующих задач:
а) обеспечением сохранности документов;
б) подбором образцов (прежде всего подписей);
в) поиском черновых записей;
г) преодолением (нейтрализацией) противодействия расследованию (в
частности, во время проведения ревизии).
В
ходе
проверочных действий не следует пренебрегать
возможностями предварительных исследований документов (реквизитов,
почерка, подписей) или их копий. Составленная экспертом (специалистом)
справка о результатах исследования может быть в дальнейшем приобщена
к
материалам уголовного дела, если источник происхождения этих
документов зафиксирован в допустимых формах.
Накопление исходной информации иногда производится без какого
либо общего и четкого плана. Это объясняется тем, что для оперативных
работников многие факты представляют относительно одинаковую
ценность. Однако планирование проверочных действий все же
упорядочивает выявление и собирание доказательственной информации.
Предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ) по своей структуре во многом
совпадает с основными элементами криминалистической характеристики
легализации денежных средств или иного имущества, добытых
преступным путем, хотя это не одно и то же. Но если исходная
информация собиралась в соответствии с этой структурой, то, как правило,
она является относимой. В момент ее оценки не существует
принципиальной разницы, относятся ли собранные данные к предмету
доказывания или же помогают его установить. В последнем случае
меняется лишь информационное значение содержания. Например, после
того как в кассе предприятия обнаружены и зафиксированы в
целесообразной и допустимой форме неоприходованные (неучтенные)
наличные деньги («черный нал»), предшествовавшее этому анонимное
сообщение (заявление) о месте хранения и количестве этих денег не теряет
своих свойств относимости. Однако степень значимости его изменилась
существенным образом. При этом иногда становится возможным опустить
(исключить) первоначальный источник за ненадобностью.
Анализ
информации заканчивается принятием решения о
возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных,
155
указывающих и основные признаки преступления – противоправность и
общественную опасность.
18.6. Отдельные следственные действия по делам об отмывании
(легализации) преступных доходов
Первоначальный этап расследования преступлений, связанных с
легализацией преступных доходов, находит свое отражение в особенности
производства неотложных следственных действий, связанных с
обнаружением, закреплением и изъятием необходимых по делу
доказательств. К таким следственным действиям можно отнести: осмотр
документов выемку, обыск, допрос свидетелей, подозреваемых,
назначение экспертиз.
Рассмотрим такое следственное действие, как осмотр документов.
Прежде всего, отметим, что осмотр проводится по общим правилам
Уголовно-процессуального кодекса РФ, однако его особенности зависят от
вида документа, который осматривается.
1. При изучении и осмотре учредительных документов клиентов
юридических лиц необходимо обращать особое внимание:
на
оформление учредительных документов (включая все
зарегистрированные и незарегистрированные изменения и дополнения)
клиентов и документов, подтверждающих государственную регистрацию в
качестве юридического лица;
на состав учредителей, протоколы годовых собраний. В случаях
наличия
дополнительных
оснований
характеризующие конкретных учредителей;
запрашивать
документы,
на величину зарегистрированного и оплаченного уставного капитала.
Следователю следует учитывать тот факт, что длительное время
неоплаченный капитал является свидетельством неблагонадежности или
фиктивности намерений учредителей. При такой ситуации руководители
фирмы могут использовать заявленный, но не оплаченный капитал как
одну из форм обеспечения ссуд, кредитов или выданных гарантий.
2. При изучении и осмотре документов, характеризующих финансово - хозяйственную деятельность юридического лица, следует проводить
анализ изъятой документации:
динамики дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе
задолженности перед бюджетом, по налоговым и другим обязательным
платежам, а также перед банками по выданным ссудам и кредитам.
Возрастание инодебиторской задолженности (дебиторская задолженность
по валютным статьям баланса) с истекшими сроками погашения может
являться косвенным подтверждением наличия неправомерно размещенных
денежных или материальных активов за рубежом и участия руководителей
156
фирмы в операциях по легализации доходов, полученных заведомо
незаконным путем; - динамики движения средств по счетам «Расчетный счет»,
«Валютный счет» и «Касса», обращая внимание на соотношение остатков
на данных счетах, а также на средний остаток средств на счете «Касса» и
периодичность поступлений на указанный счет денежных средств.
Целесообразно выяснить причины значительного превышения остатков в
кассе над остатком средств на счетах;
соответствия остатков на счетах фирмы по данным баланса и
выпискам банка. Отклонение данных может свидетельствовать о том, что
работниками фирмы представлены неполные сведения о количестве
действующих счетов;
размера прибыли фирмы, а также порядка использования прибыли,
остающейся после уплаты налогов в соответствии с действующим
законодательством;
полученных и уплаченных штрафных санкций, удельного веса
штрафов, взысканных государственными налоговыми, надзорными и
контрольными
органами.
государственными
Штрафные
санкции,
взысканные
контрольными органами, свидетельствуют о
нарушениях законодательства Российской Федерации;
материалов аудиторских проверок и заключений, обращая особое
внимание на правильность ведения бухгалтерского учета и состояния
баланса. Негативные аудиторские заключения являются одним из
отрицательных признаков, характеризующих деятельность фирмы;
изменения величин уставного фонда, основных и оборотных средств,
собственного капитала и обязательств по сводному балансу;
видов деятельности, занимающих наибольший удельный вес в
хозяйственном обороте, и их соответствия уставу.
3.
При осмотре бухгалтерских документов аналитического и
синтетического учета по статьям, связанным с расчетами (счета в банках,
обороты по кассе, дебиторы, кредиторы) юридического лица, особое
внимание следует обращать на соотношение расчетов в безналичной и
наличной форме.
Большой удельный вес расчетов в наличной форме в общей структуре
расчетов, а также отсутствие ежедневной инкассации на предприятиях
торговли и коммунально-бытовых услуг населению может косвенным
образом свидетельствовать о проведении операций с доходами,
полученными незаконным путем.
Кроме этого, при работе с документами необходимо строго соблюдать
правила криминалистического и поискового поведения, а именно: если
документ удостоверяет личность, образование, право собственности,
является ценной бумагой и т. п., необходимо осмотреть его бланк, а затем
157
листы, решая вопрос о том, полиграфическим или иным способом он
изготовлен.
Может дать эффект и арифметическая проверка цифровых записей
документа, при которой нужно учитывать два основных обстоятельства:
несоответствие итогов денежных сумм могут быть вызваны приписками
штрихов к первоначально исполненным цифрам (например, цифра 1 путем
дописки превращена в цифру 4); несоответствие итогов может являться
результатом дописок цифр впереди выполненного числа, что приводит к
увеличению его разряда (так из первичной записи числа 40 путем дописки
может быть образовано число 140).
О совершении операций, связанных с легализацией средств, добытых
преступным путем, могут свидетельствовать следующие обстоятельства,
установленные в ходе осмотра документов:
Совершение финансовых операций и сделок в крупном размере, не
связанных с основной деятельностью предприятия.
Наличие «двойного» учета финансовых операций и сделок.
Получение значительных сумм в качестве благотворительной или
спонсорской помощи от анонимных жертвователей либо передача таких
средств.
Необоснованно крупные либо беспричинные выплаты денежных
средств либо передачи материальных ценностей лицам, не имеющим
отношения к деятельности предприятия, учреждения, организации,
крупные авансовые платежи либо неустойки.
Бестоварные платежи на крупные суммы, наличие документов об
оказании необычно дорогостоящих услуг нематериального характера
(информационных, консультационных и т. д.).
Несоответствие сумм официальных доходов и произведенных
расходов.
7.
Наличие документов о получении материальных средств от
предприятий, учреждений и организаций, чье существование вызывает
сомнение, либо о направлении туда средств, о получении материальных
средств из-за рубежа либо о переводе их за рубеж, в офшорные зоны.
не
8. Совершение финансовых операций и сделок, необычно сложных по
форме,
предусмотренных
гражданским
законодательством,
выпадающих из обычаев делового оборота, не соответствующих здравому
смыслу либо заведомо экономически невыгодных.
Совершение сделок с неликвидными фондами, с ценными бумагами,
не являющимися доходными, не имеющими широкого хождения, с
бросовым имуществом по явно завышенным ценам.
Наличие документов, в которых одни и те же лица значатся
руководителями и иными должностными лицами предприятий, между
которыми осуществляются сделки.
158
Тактические и организационные правила, по которым производится
выемка документов, вполне распространяются и на производство обыска,
однако обыск осуществляется, прежде всего, для обнаружения, изъятия и
фиксации документов, указывающих на важные для расследования
преступления обстоятельства. В ходе обыска может быть обнаружено
имущество, на которое в целях обеспечения возмещения ущерба и
возможной конфискации необходимо наложить арест. Здесь же могут быть
найдены предметы, запрещенные к обращению (оружие, боеприпасы,
взрывчатые вещества, сильнодействующие яды, наркотики и пр.).
Рекомендуется:
1. Проводить обыски одновременно: по месту работы руководителя
предприятия и главного бухгалтера, а затем – у этих же лиц по месту
жительства.
2. Личный обыск проводить до обыска помещений.
3. Контролировать поведение лиц (родственников, сослуживцев) в
других помещениях, наблюдать за телефонными переговорами; снаружи
помещения у дверей и окон поставить охрану.
4. Шкафы, ящики и сейфы при отсутствии иных возможностей
вскрывать принудительно.
5. Применять приемы отвлечения, когда в интересах расследования
нецелесообразно раскрывать перед обыскиваемым осведомленность
следователя о месте нахождения, например, документа или крупной
наличной суммы денег.
6. Предотвращать разглашение сведений об интимных сторонах
жизни обыскиваемых лиц.
7. После окончания обыска выносить мотивированное постановление
о наложении ареста на имущество, банковский счет и на вклады в
Сбербанке.
8. По возможности осмотреть и изъять: дневники, записные книжки,
служебные и дружеские записки, варианты так называемой «черной
бухгалтерии», пометки на документах и др.
Успех расследования во многом зависит от доказательственной
информации, полученной от свидетелей и подозреваемых, а поэтому для
успешного проведения допросов могут быть полезны следующие
рекомендации:
1. Предварительно отыскать источники сведений о лице, которое
предстоит допрашивать. Ими могут быть материалы личного дела,
сведения о судимости и данные из архивных уголовных дел, по которым
ранее судимое лицо проходило. Такими источниками могут быть
сотрудники налоговых органов, работники ОВД по месту жительства,
коллеги по работе, соседи, знакомые (при этом могут стать известными
159
факты доверительного признания руководителя или бухгалтера своему
знакомому о легализации преступных доходов).
2.
Полученные данные следует изучить, выделяя две группы
информации: в одну входят характеристики, полученные из разных
источников и совпадающие между собой; во вторую – противоречивые
характеристики.
3. Нужно наметить общую линию поведения и варианты тактических
схем, которые могут понадобиться в зависимости от поведения
допрашиваемого.
4. Сначала следует допрашивать подчиненных, а затем руководителя
предприятия. При возможности начинать допрос не с существа, а с беседы
на «заданную тему», чтобы допрашиваемый мог наилучшим образом
«раскрыться».
5. Дать понять допрашиваемому, что мир его интересов понятен,
доступен, при необходимости можно говорить его языком, и разобраться в
его деятельности. Делать это, однако, нужно без излишней демонстрации.
6. Не мешать допрашиваемому выговориться. Если он затрудняется в
подборе слова, фразы, способа выражения мысли, помочь ему жестом,
словом. Пользоваться при допросе не только вербальными (языковыми,
речевыми), но и другими средствами: документами, фотографиями,
фрагментами кино или видеомагнитофонной записи, натурными
объектами, используя их и как аргументы своих тезисов, и как средства,
позволяющие собеседнику провести сравнение, уточнение, воспоминания
и т. д.
7.
Демонстрировать допрашиваемому свою осведомленность по
конкретному эпизоду или факту (но только если она есть на самом деле).
При этом стремиться к тому, чтобы каждая следующая демонстрация
обладала большей «силой», чем предшествующая.
8. Использовать прием косвенного допроса, маскирующий главные
вопросы. Создавать ситуации, в которых допрашиваемый мог бы
проговориться. По ходу допроса фиксировать противоречия в логике
ответов
допрашиваемого
лица.
Приводить
доказательства
бессмысленности занятой позиции, которая, в конечном счете, не может
помешать установлению истины.
9. Оценить форму и содержание противодействия, на которые прямо
или косвенно указывает допрашиваемое лицо.
10. Принять меры к тому, чтобы допрашиваемый не смог уничтожить
документы и другие доказательства.
Из опыта расследования преступлений, связанных с легализацией
денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем,
можно привести примерный план допроса (подозреваемого) обвиняемого:
160
1. Что Вам известно о деятельности (вид, на каком рынке услуг и т.д.)
фирмы, обменного пункта, расположенного по адресу: город, улица, дом?
2. Как, когда и от кого именно Вы узнали о деятельности фирмы
(пункта)?
3. С кем проходило собеседование, кто именно принял решение о
приеме на работу, была ли предварительная подготовка?
4. В чем заключались ваши функциональные обязанности: писалось
ли заявление о принятии на работу, был ли ознакомлен со штатным
расписанием, кто конкретно выдавал зарплату в валюте, где выдавали
зарплату (расписывались ли где-нибудь)?
5. От кого получали инструкции, и кто давал указания о правилах
работы?
6. Как происходил обмен валюты, кто (документально и реально)
производил сдачу и прием денежных средств, и как должен проходить
процесс в соответствии с 27 Инструкцией ЦБ РФ (какие были нарушения)?
7. Кто установил указанный порядок?
8. По документам каких юридических лиц проходил обмен денежных
средств (если проходил)?
9. В какие из каких банковских учреждений (обменных пунктов)
перевозили денежные средства (график перевозки и кто перевозил)?
10. В чем заключались функциональные обязанности остальных
сотрудников фирмы (пункта) (составить план-cхему помещения фирмы с
указанием рабочих мест и перемещения денежных средств внутри
помещения)?
от
11. Были ли отличия в приеме денежных средств обычных клиентов
клиентов-фирм, которые сдавали деньги для перечисления
(обезличивались ли денежные средства, либо они хранились раздельно)?
(При получении ответа у допрашиваемого по вышеуказанному вопросу
необходимо выяснить что из себя представлял процесс «получения
номерка», кто заполнял так называемый «номерок» и кто присваивал
номер).
12. Почему ни разу не проводилась (либо проводилась нерегулярно)
обязательная ежедневная инкассация в обменном пункте?
13. Кем и какие именно фиктивные документы составлялись для
межбанковской перевозки денежных средств (инкассации)? (Что с
документами происходило позднее, кто и каким образом их уничтожал,
либо где они хранятся).
14. Почему не составлялся ежедневный обязательный отчет по о/п для
банка? (Какие фиктивные документы предоставлялись).
15. Где и почему именно там Вы находились в момент начала
проведения обыска? (Отметить на плане-схеме).
161
16. Кому принадлежат изъятые в помещениях, расположенных по
адресу: город, улица, квартира денежные средства ?
17. Кто имел доступ к наличным денежным средствам в различных
помещениях, изображенных на схеме, и право распоряжаться ими ?
18. Кто имел исключительную компетенцию (право распоряжения) по
ведению финансово-хозяйственной деятельности фирмы и обменного
пункта (о/п) (кто отдавал обязательные для исполнения распоряжения) ?
19. В каких банковских учреждениях имелись расчетные счета фирмы
(кто имел право подписи в банковских и иных хозяйственных
документах)?
20. Где находится архив, учредительные документы, штампы и печати
фирмы и обменного пункта? (В квартире, в офисе и т. д.).
21. Кого знают из постоянных клиентов (Ф.И.О., название фирмы и
т.д.)? (С предъявлением фото-таблицы или видеозаписей).
Допросу в качестве свидетелей по уголовным делам о легализации
подлежат лица, осведомленные об обстоятельствах осуществления
финансовых операций и сделок со средствами, добытыми преступным
путем, а также об обстоятельствах совершения экономической и
предпринимательской деятельности за счет этих средств.
Обязательному допросу в качестве свидетелей подлежат близкие
родственники, а также ближайшие знакомые, коллеги и деловые партнеры
подозреваемых или обвиняемых.
Во всех случаях необходимо производить допросы лиц, имеющих
прямое отношение к осуществлению финансовых операций и сделок с
легализуемыми денежными средствами и имуществом. К их числу, в
частности, относятся граждане и должностные лица, осуществляющие
оформление операций и сделок, предоставляющие для этого помещения и
подбирающие необходимые документы, а также лица, призванные
осуществлять контроль за сделками и финансовыми операциями. В случае
легализации преступных доходов посредством их использования в
предпринимательской и иной коммерческой деятельности необходимо в
обязательном порядке допрашивать работников этих предприятий,
ответственных должностных лиц.
Необходимо принять во внимание, что в качестве участников сделок и
финансовых операций, а также руководителей и сотрудников предприятий
могут формально значиться подставные лица, а также лица, утратившие
паспорта. Указанные лица также подлежат допросу в качестве свидетелей.
Вместе с тем можно очертить примерный перечень вопросов, общий
для всех допрашиваемых свидетелей:
О характере связи с лицами, проводившими финансовые операции и
сделки, связанные с легализацией преступных доходов, осуществлявшими
162
за их счет предпринимательскую и экономическую деятельность, а также с
лицами, совершившими предикатные преступления.
О материальном и финансовом положении этих лиц, осведомленности
об их занятиях и осуществляемой ими деятельности.
О размере и сумме финансовых операций и сделок, их фактической
сущности и механизме осуществления.
Об источниках происхождении и размере денежных средств и
имущества.
Об имевшихся нарушениях правил и инструкций, регламентирующих
порядок проведения указанных операций и сделок.
Об известных фактах выплаты вознаграждений кому-либо за
проведенные операции (сделки).
О местонахождении и содержании финансово-хозяйственных
документов, касающихся операций и сделок.
О лицах, которые могут быть осведомлены об обстоятельствах
совершенного преступления.
При расследовании преступлений, связанных с легализацией
незаконных доходов, проводятся судебно-экономические (бухгалтерские,
финансовые) и криминалистические экспертизы.
В зависимости от объемов легализованных денежных средств, а также
доходов, получаемых от законной предпринимательской или иной
экономической деятельности, от их видов, а также продолжительности
периода
легализации
бухгалтерские экспертизы.
На
разрешение
средств
следователь
судебно-бухгалтерской
назначает
экспертизы
судебно
(самой
распространенной, проводимой по делам рассматриваемой категории)
могут быть вынесены следующие вопросы, условно которые можно
подразделить на ряд групп:
I. Установление обоснованности оприходования и списания денежных
средств и материальных ценностей, а также выявление расхождений в
учетных данных о приходе и расходе денежных средств и материальных
ценностей:
1. В течение какого периода осуществлялась предпринимательская
деятельность? Каковы ее виды? Какой порядок движения денежных
средств и их оприходования действовал в организации?
2. Соответствуют ли записи в системе счетов бухгалтерского учета об
оприходованных
денежных
средствах,
полученных
от
предпринимательской деятельности (указывается вид деятельности),
данным, указанным в первичной документации? Привели ли указанные
отклонения к завышению или занижению суммы оприходованных
денежных средств?
163
3. Соответствуют ли записи в системе счетов бухгалтерского учета о
расходах данным, указанным в первичной документации? Привели ли
указанные отклонения к завышению или занижению суммы
произведенных расходов?
4. Соответствуют ли данные синтетического учета и отчетности
первичным документам по оприходованию денежных средств? На какую
сумму допущено искажение показателей отчетности об объемах
полученных от предпринимательской деятельности денежных средств?
5. По каким хозяйственным операциям данные аналитического учета
не соответствуют данным синтетического учета и отчетности?
6. К какому периоду относятся выявленные расхождения учетных
данных о приходе (расходе) денежных средств и иных материальных
ценностей?
7. Каковы суммарные объемы получаемых от предпринимательской
деятельности денежных средств по месяцам? Каковы расходы организации
за аналогичные периоды времени? (Желательно, чтобы для большей
наглядности такое сопоставление было представлено в виде таблицы).
II.
Установление наличия или отсутствия денежных средств и
материальных ценностей:
1. Каким образом осуществлялось поступление денежных средств,
полученных от предпринимательской деятельности?
2. Своевременно ли и полно оприходовались наличные денежные
средства по кассе?
3. Соблюдались ли требования нормативных актов по хранению,
обеспечению сохранности и операциям с наличными денежными
средствами? Какие нарушения были допущены? Как они повлияли на
недостачу денежных средств?
4. Каким образом использовались сторонние денежные средства?
5.
На какую сумму и по каким операциям осуществлено
документально неоправданное оприходование (списание) денежных
средств и материальных ценностей? Когда и на какую сумму
оприходованы (списаны) денежные средства и конкретные ценности по
неверно составленным документам или совсем без документов? Какова
сумма неоправданно оприходованных (выданных) денежных средств?
6. Имеются ли факты нецелевого использования денежных средств,
каковы суммы и направления их расходования?
В свою очередь на разрешение финансово-экономической экспертизы
могут быть поставлены следующие вопросы:
1. Каков источник денежных и иных средств, введенных в легальный
оборот, и отвечает ли этот источник требованиям действующего
законодательства?
164
2. Правильно ли оформлены бухгалтерские операции по поступлению
денежных и иных средств и материальных ценностей?
3. Имеется ли разрыв в цепи предоставленных документов, если есть,
то каков период разрыва и каково суммовое несоответствие последующих
документов предыдущим?
4.
Имеются ли противоречия в содержании взаимосвязанных
документов, если имеются, то каковы характер и величина противоречия?
5.
Каковы причины несоответствия показателей деятельности
организации за различные отчетные периоды, с учетом колебаний рынка и
сезонности?
6. Имеются ли у однотипных предприятий (сравнимых по структуре,
отрасли и величине) сокращения или увеличения прибыли и издержек за
аналогичные периоды, если есть, то чем они объясняются?
7.
Имеются ли в валовой прибыли организации суммы, не
подтвержденные правовыми документами, каковы возможные причины
поступления этих сумм?
В соответствии с ч. 1 ст. 115 УПК РФ наложение ареста в целях
обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий
возможно лишь на имущество, полученное в результате преступных
действий, либо нажитое преступным путем. Анализ данной нормы
применительно к составу легализации позволяет заключить, что аресту
должно быть подвергнуто имущество, обнаруженное у подозреваемых и
обвиняемых, преступность происхождения которого следствием доказана.
Таким образом, важнейшим условием применения данной меры
процессуального принуждения является достоверное установление
следственным путем преступности происхождения легализованных
средств, подвергаемых аресту, а также их точного размера. Очевидно, что
в случае отсутствия доказательств совершения предикатного преступления
арест предполагаемого легализованного имущества не представляется
возможным.
Аресту могут быть подвергнутые только материальные ценности,
непосредственно добытые в результате совершения предикатного
преступления, но и имущество, приобретенное полностью или частично за
счет этих ценностей, а также имущество, полученное в качестве
вознаграждения за совершение легализации в интересах третьих лиц. В
случае
использования средств, добытых преступным путем, в
предпринимательской и иной экономической деятельности необходимо
обеспечивать наложение ареста на основные и оборотные активы
предприятия, учреждения, организации. В целях пресечения дальнейшего
использования преступных доходов в легальной экономической
деятельности, необходимо обеспечивать изъятие всего арестованного
165
имущества, если это не причиняет дополнительного материального
ущерба.
В случае, если аресту подлежат денежные средства и иные ценности,
находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных
кредитных организациях, прекращение по ним операций осуществляется
полностью или частично лишь в пределах, определенных следователем – в
размере суммы, на которую наложен арест.

Автор книги "Экономические преступления" - Директор департамента правового обеспечения

государственной политики

Института философии Академии экосоциальных технологий

Заслуженный и Почётный адвокат России Академик Академии экосоциальных технологий

Гусаков Юрий Витальевич

merkulovadam@gmail.com

https://fig.ast.social

Комментариев нет:

Отправить комментарий